Статья "Как вести живые МК"

--------------------------------------------------------------------


--------------------------------------------------------------------


          Всем привет! Первое, что я бы хотела сказать - это спасибо всем тем, кто принял участие в моём голосовании на боковой панельке. Теперь я точно знаю тему для следующей своей статьи, а после неё уже открою следующее голосование, из которого будет понятно, какие новые темы для вас будут интересны и актуальны ;)

         Следующее маленькое объявление немного грустное, и заключается оно в том, что теперь я больше не пишу и не заведую порталом Scrapgid. Я очень любила этот портал и вложила в него душу и много сил, но, к сожалению, я перестала что-либо вообще успевать и не справляться с тем темпом, который от меня требовался. А подводить я ой как не люблю. Не выношу просто. :(

        Но это совершенно не означает, что я перестану для вас что-то писать - просто я буду делать это не так регулярно, исключительно по настроению и вдохновению, а ещё буду публиковать всё у себя в блоге. Надеюсь, вы поддержите моё увлечение и будете подсказывать, о чём вам рассказать в новой статье)


            Как вы уже поняли из заголовка, сегодня я хочу поговорить с вами о живых мастер-классах!  Я провела всего 4 таких МК и, признаться, мне не понравилось))) Всё-таки сразу чувствуешь, что твоё, а что не твоё, и заставлять себя делать то, что тебе не совсем по душе, я думаю, будет не правильно...

          Тем не менее, я приобрела определённый опыт общения, организации и проведения живых мастер-классов, которым и хотела бы с вами сейчас поделиться. Знаю, что многие рано или поздно задумываются о том, чтобы проводить такие МК, а потому, надеюсь, в этой статье мне удастся ответить хотя бы на часть ваших вопросов, прояснить часть моментов и настроить вас на нужный лад =)

Итак, поехали!)
     
          Признаться, первый вопрос, который бы я себе задала, касательно темы МК – а уверена ли я в том, что я имею право их поводить?

          Звучит странно, не правда ли?) Но сколько раз я видела таких «знатоков», которые сами, едва научившись делать хоть что-то, почему-то тут же стремились кого-то учить. Как по мне, так это в корне не правильно!


          Что значит вести мастер-класс? В первую очередь, делиться опытом с теми, кто хочет его перенять. А ведь опыт и знание – это разные вещи! Знание – это та информация, которую вы откуда-то получили и¸ возможно, разок применили на практике. Ладно – ну два разка. Опыт же – это результат многолетней работы, проб и ошибок, личных экспериментов. Это не просто знание «как», «что» и «куда», но ещё  и «а почему именно так», «а как по-другому» и «а что будет, если»…

Чтобы преподавать, вы должны быть на 200% уверены в том, что

  • Сами сможете повторить много раз то, чему хотите других научить
  • Уверены в результате
  • Знаете распространённые ошибки и какие проблемы могут возникнуть в процессе, а также
  • Знаете как эти проблемы или ошибки можно избежать и решить.

          Только в том случае, если вы положительно ответили на все выше приведённые пункты, возможно, есть смыл примерить на себе роль преподавателя. Опять же, почему только «возможно»? Да потому, что быть мастером и делать невероятно красивые вещи не означает, что вы станете таким же прекрасным учителем!

       Объяснять и учить – это тоже талант.  Чтобы передать какое-то знание, нужно уметь анализировать то, что ты делаешь, самому разобраться во всех мелочах и деталях, уметь разложить всё по полочкам, выбрать форму, в которой проще всего донести этот материал, и лишь после этого просто взять и попробовать.


        Я, правда, перфекционист, так что, возможно, ко мне можно и не прислушиваться) Однако, я одно знаю точно - если есть желание и чувство, что сможете, попробовать обязательно нужно! Иначе, как же узнать, ваше это, преподавать, или нет? )

          На самом деле живые МК – это огромный труд, работа, если хотите (во всяком случае, если подходить к ним серьёзно). И те, кто хотя бы раз пробовал самим их организовывать и проводить, думаю, без труда со мной согласятся. Конечно, многое зависит от уровня вашей личной ответственности  и степени перфикционизма, но если вы хотите провести мастер-класс на достаточно высоком уровне, многое нужно учесть и о многом подумать. Именно об этом сегодня и пойдёт у нас речь)

С чего начать?

        Итак, вы решили провести живой мастер-класс. С чего же начать? Конечно же, с темы! Решите, чему вы можете научить, а главное – чему другим будет интересно у вас научиться? Подумайте, что у вас получается лучше всего? В чём вы настоящий спец и чувствуете себя как рыба в воде? Если возьмёте на мастер-класс какую-то технику или объект, в которых не достаточно уверены или сильны, со стороны это сразу почувствуется и отразится на работах других.

       Плюс всегда учитывайте общие предпочтения и тенденции. К примеру, больше участников собирают мастер-классы на наиболее популярные темы - детская, для будущих мамы, свадебная и т.д., - все вы их, конечно же, знаете. По сути, это тематики, наиболее востребованные и у заказчиков, а потому, каждая мастерица хочет в совершенстве им научиться.


         Свои тенденции есть и у выбранных для МК скрап-объектов. К примеру, на альбомы и блокноты, т.е. достаточно сложные и опять же, востребованные у заказчиков формы, вы соберёте гораздо больше участников, чем на странички или холсты. Хотя, здесь многое, конечно, зависит уже и от вас как от мастера, - к примеру, если вы достаточно известны в скрап-мире именно как гениальный создатель холстов, - то тогда, само собой, холсты для МК и выбирайте!)

      Кроме того, всегда очень выигрышно приурочить ваш мастер-класс к какому-то актуальному в данный момент событию или празднику. К примеру, за месяц до нового года провести МК по упаковке подарка или декабрьскому дневнику, перед 23 февраля – мужскому альбому или открытке для папы (к примеру, если это МК для детей). Поздней весной – МК по свадебной атрибутике или декору, - и всё в таком духе. Люди с большей охотой идут на мастер-класс зная, куда потом применить свои знания, нежели просто, чтобы научиться делать красивый холст не понятно зачем...

Делаем образец

          Итак, чему будем учить, мы с вами придумали, теперь нужно сделать опытный образец. Идти на МК, объясняя на пальцах – всё равно, что рисовать с завязанными глазами: людям нужно видеть, что они должны в конце получить, что и как на самом деле устроено, понимать, о чём вы вообще сейчас говорите и визуализировать итоговый результат. Плюс, именно ваш рукодельный пример будет красоваться на всех баннерах и рекламе, а потому он вам жизненно необходим!

           Сделайте для своего мастер-класса такую работу, чтобы вам самим захотелось на него бы пойти!) Привнесите что-нибудь необычное или новое, - то, чему все хотели бы научится: какую-то интересную или мало кому известную технике, модное сейчас направление, сложную или оригинальную конструкцию, интересную фишку и т.д., - чем уникальней будет ваш мастер-класс, тем большему количеству людей захочется его посетить.


       Следующий важный момент – это то, как вы свою работу представите. Реклама - двигатель торговли, не правда ли?) Мало сделать невероятно красивую работу – нужно её ещё и красиво сфотографировать, качественно обработать и вкусно преподнести!)

      Тот же принцип работает и с заказчиками, - люди, хочешь-не хочешь, оценивают вашу работу по фото, а потому именно от визуальной картинки во многом и будет определяться успех вашего мероприятия.

         Правда, здесь есть и обратная сторона. Неоднократно слышала от своих подруг-мастериц, бывавших на МК даже у достаточно известных и именитых скрапбукеров, что работы, красиво смотревшиеся на фотографиях, в живую их попросту разочаровали! Одна моя знакомая даже вовсе отказалась от посещения такого МК, просто взяв в руки и рассмотрев, чему же её, собственно, будут учить.

        А потому здесь нужно сохранять ту самую золотую середину и помнить о том, что живой мастер-класс – это в первую очередь экзамен вас и как мастера, а потому, опять же, идите на него только если вы полностью уверены в своих силах и мастерстве.

Список материалов

        Итак, работа сделана, - смотрим, любуемся) Что теперь? А теперь необходимо составить полный список того, что нам понадобиться для ваших МК.

        Вспомните, что вы использовали и всё запишите. Не упускайте из виду ни одной мелочи или детали, ведь это важно! Что вам понадобилось для вашей работы? Сколько листов бумаги и клея? Сколько цветочков, листиков, металлических украшений? А чем вы кроме декора пользовались? Линейка, ножницы,  фен, чем делали брызги, палочка для биговки, зажимы, салфетка, чтобы промокнуть краску или убрать излишки клея, стёрка и карандаш, шило и дырокол, - в общем, всё, всё, всё, всё!


        Составьте подробный список всех использованных вами материалов и разделите его на две части: то, что относится к сфере многоразового использования (баночки с краской и грунтом, биндер, дыроколы, штампы и трафареты) и то, что должно быть абсолютно у каждого человека, чтобы он смог воссоздать копию вашей работы.

    В последнее время всё большее количество скрап-мастериц перешли именно на индивидуальные наборы для каждого участника своих мастер-классов, и, как мне кажется, что это правильно. Вот только представьте: приходите вы на мастер-класс, садитесь, а перед вами красивая коробочка или крафт-пакет, в котором уже уложены материалы, которые вам могут понадобиться. Никакой суматохи и инстинкта «базара».

       Я сама на таких не бывала, но коллега по дизайн-команде мне как-то рассказывала, как однажды ей посчастливилось попасть на достаточно дорогой мастер-класс, на котором в центр стола мастер вывалил кучу невероятно красивых и дорогих украшений, после чего все участницы тут же ринулись их расхватывать кто что успел! И само собой, кому-то досталось чуть больше, кому-то – чуть красивее, а кто-то скромный, как примеру подруга, остался совсем без цветов.


       В общем, после этой истории я всеми руками и ногами только «за!» предварительную подготовку и рациональный подход. Вы как мастер должны очень чётко просчитать чего и сколько понадобиться каждому посетителю мастер-класса и позаботиться о том, чтобы у него, к тому же, был небольшой запас и какой-нибудь выбор.

           К тому же, в целях экономии времени обязательно подумайте и приготовьте какие-то заготовки, на которые ученик не должны тратить время на вашем МК. К примеру, нарезать основу для открыток, заготовки для страниц в скрап-альбом, нарезать высечек или вырезок, отрезы ткани и т.д., - т.е. сделать заранее всё то, что ваши ученики смогут сделать и без вашего участия самостоятельно и уделить больше внимания действительно важным вещам по типу техники или методики создания чего-либо.



          Вообще, я считаю, что у каждого на МК должен быть свой персональный коврик для резки, линейка и нож, карандаш, кисточка, тюбик клея, свой стаканчик с водой (особенно, если МК рисовательный или микс-медийный), зажимы, палочка для биговки, т.д. и т.п., - т.е. всё то, что может понадобится для пользования в любой момент, и чего человек не должен долго сидеть и ждать, пока это использует кто-то другой. Это прям очень тонкий и важный момент! Есть материалы и инструменты, которые должны быть вот прям у каждого!

          Именно поэтому мы сначала пишем такой вот список себе, а только потом звоним или пишем в студию, чтобы предложить или согласовать проведение своего мастер-класса, т.к.  к тому моменту вы уже должны чётко себе представлять, что именно студия вам должна предоставить, а какие материалы вы будете вынуждены принести с собой и разложить по наборам для всех участников.


          Всегда старайтесь сделать на 1-2 набора больше, чем заявлено мест на МК. Понятное дело, что чаще бывает, что кто-то не сможет придти, чем придёт кто-то "лишний", но в моей практике дважды случалось и так, что на МК приходили девочки «на удачу», без предварительной записи, а потому наличие запасных наборчиков меня в таких ситуациях ещё как выручало! ;) 

            Если на мастер-класс вы берёте какие-то свои материалы многоразового использования (спреи, чернила, штампы и т.д.) и инструменты, обязательно их как-то пометьте: подпишите или наклейте на них что-то приметное. Глазом моргнуть не успеете, как к концу мастер-класса вы останетесь без доброй половины своих скрап-богатств, просто потому, что кто-то на автомате смахнёт их в свой пакет или сумку, а кто-то и вовсе специально ходит по разным МК с целью наживы халявными материалами (как ни печально, бывает и так) 🙈


             И ещё одна фишечка, которую я позаимствовала у Анфисы Пятановой) В каждый такой наборчик с материалами можно положить конфетку или небольшую шоколадку, пряничек или что-то не менее вкусное, - это сразу же поднимает участницам настроение, заставляет улыбнуться и создать более дружелюбную и непринуждённую атмосферу. И даже если кто-то ест исключительно горький шоколад, а вы положили молочный, или, к примеру, сидит на диете, а вы тут его конфетками кормите, - поверьте, девочкам всё равно будет приятно от такого знака внимания! А куда уж пристроить ваш вкусный подарок, они, я уверенна, точно придумают ;)

         Будет здорово также, если вы позаботитесь и о том, в чём домой понесут сделанные после вашего МК работы. К примеру, я всегда собираю наборы для мастер-классов в достаточно вместительные крафт-пакеты, в которые удобно потом складировать и полученные после МК шедевры)

             А ещё обязательно позаботьтесь о том (если этого не сделает, конечно же, сама студия), чтобы у каждого участника мастер-класса были свои бейджики с именами, чтобы вам было удобно ко всем обращаться по имени, а не "вот у тебя" или "прости, а как уж тебя зовут?"))


          Итак, вы сделали работу, собрали наборы из материалов, согласовали все детали со студией и анонсировали свой мастер-класс. Но на этом подготовка к нему не закончена! Ещё один важный момент, на котором я хотела бы с вами остановиться  - это порядок и «схема» проведения самого мастер-класса.

           Если вы уже опытный мастер, то для вас это уже не проблема, но если вы новичок в проведении живых МК, напишите себе небольшой шаблон последовательности того что, как и за чем вы будете делать, чтобы  он у вас зрительно отложился до всего мероприятия в голове, вы его для себя несколько раз бы проговорили и уже чтобы на самом МК, даже не смотря на волнение, которого избежать всё равно не удастся, вы не забыли бы всё на свете, а чётко помнили что и в какой последовательности вам лучше делать или рассказывать.

В день МК

         Выспитесь, всё подготовьте и приезжайте хотя бы на часок пораньше в студию, чтобы убедиться, что всё, о чём вы просили – на месте, а также, чтобы подготовить рабочее место для проведения самого мастер-класса.

       Продумайте всё до мелочей! Заранее принесите ёмкость с водой, если вам понадобится что-то помыть или бросить туда использованные инструменты. Заранее подключите все устройства к розеткам. Позаботьтесь об одноразовых перчатках и фартуках, если будете работать с красками или чем-то мажущим. Не забудьте о салфетках, тряпочках и прочих мелочах, которые помогут сделать ваш МК максимально комфортным.


         Сразу же разложите материалы и инструменты, которые должны быть у каждого. Распределите всё по столам таким образом, чтобы никому никуда не нужно было ходить или тянуться. Положите на видное место ваш образец, а ещё лучше – если вы принесёте и сделаете небольшую галерею своих работ, сделанных по единой тематике мастер-класса или по его теме, чтобы все желающие (а они, поверьте, найдутся) смогли бы поближе рассмотреть всю красоту, заранее настроится и вдохновится перед работой, а ещё занять своё время, пока вы находитесь в ожидании, пока все соберутся.

Проведение мастер-класса

        Итак, все на месте и вы готовы начать) Я для себя сделала целую схему своего поведения и действий для проведения любого МК, что значительно облегчило мне задачу и помогает не теряться, если я даже вдруг разволнуюсь или что-то забуду.

           Понятное дело, что эта "схема" лишь в моей голове и она сугубо условна, я не держу её перед собой на листочке и не следую строго прям каждому пункту. Но всё же, уверена, она вам поможет разложить всё по полочкам, а также обратить внимание на действительно важные мелочи и детали, от которых во многом будет зависеть и впечатление учениц от вас и вашего мастер-класса в целом.

Итак, начался мастер-класс...

  •     Встаньте и поздоровайтесь. Даже если до этого вы говорили «привет» каждой зашедшей в студию ученице, сейчас перед вами сидит целая группа и ждёт вашей «отмашки» к началу, а потому такое приветствие станет хорошим началом для совместного творчества.
  •      Представьтесь. Даже если вы самый известный скрапер на свете, всё равно не забывайте представиться! Велика вероятность, что в вашей группе найдётся один или несколько новичков, которые вас видит впервые и совершенно не знают, а потому им будет достаточно интересно узнать о вас чуточку больше!
  •      Вводная часть. У разных мастеров она разная, но мне кажется, вводная часть должна быть всегда! Введите в курс дела: что именно вы будете сегодня творить, расскажите чему все научаться, что вы пройдёте, прочитайте небольшую лекцию о стиле или технике, которой научите, - словом, задайте некий план, поставьте цели вашего мастер-класса, от которых у каждого участника тут же зачешутся руки и загорятся глаза в желании поскорее начать!)
  •      Сам мастер-класс. Итак, следующая часть – самая важная! Это, собственно то, ради чего мы все сегодня здесь собрались – ваших знаний, умений, опыта и креатива) Вспомните весь план создания вашей работы, который вы в самом начале для себя написали, и просто делайте то, что умеете, не забывая останавливаться на хитростях, подробностях и деталях ;)


На что обязательно нужно обратить внимание во время своего мастер-класса:

  •     Сначала вы сами показываете что и как делать, - затем за вами повторяют другие. Не объясняйте на словах или «пальцах», - лучше один раз увидеть, чем 100 раз представить ;)
  •    Заранее предупреждайте учеников о часто допускаемых ошибках и возможных проблемах, чтобы избежать их заранее, а не показывать, как их можно исправить (хотя и это не мало важно)
  •      Вы должны уделить внимание каждому человеку! В любой группе всегда будут те,  кто схватывает на лету и те, кто медленно воспринимает новую информацию и у кого что-то сразу не получается, - и это нормально. Просто нужно помнить о том, что даже если человек говорит, что всё сделал – обязательно подойдите к нему, оцените работу, похвалите и дайте пару дельных советов и каких-то рекомендаций. Ведь именно за этим он к вам и пришёл! Помните, каждый должен уйти с ощущением наполненности – знаниями, опытом, положительными эмоциями и новыми большими или небольшими открытиями)
         



                А вообще, хвалить, конечно же, нужно) Это важно особенно тем, кто первый раз что-то делает и не уверен в своих способностях и умениях. Если вы видите, что человек очень старается и у него всё выходит, пусть не идеально, но хорошо и правильно – обязательно скажите ему об этом! Это придаст сил и уверенности в себе, а ещё зарядит оптимизмом и просто расслабит, что также не мало важно – ведь творчество должно быть именно в радость! =)

        Если вы видите, что у кого-то что-то не получается или кто-то делает что-то не правильно – подойдите и помогите! Покажите ещё раз индивидуально как и что надо делать, исправьте ошибку и объясните почему нужно именно так, а не иначе. Помните – конечный результат с вашего мастер-класса говорит даже больше, чем 1000 слов)) И от того, насколько хорошо и качественно получится у человека зависит, в том числе, и ваш уровень мастерства, по которому в дальнейшем вас будут оценивать!

Человеческий фактор

        Любой живой мастер-класс – это, в первую очередь, общение с другими людьми, и об этом всегда нужно помнить. Люди бывают разные и в этом вся прелесть подобных встреч, и одновременно - их сложность. Мастерство настоящего учителя заключается не только в том, чтобы обладать определёнными знаниями, но и в умении передать эти знания другим людям, сумев найти индивидуальный подход к каждому человеку, пришедшему к нему мастер-класс.

          К сожалению, не все мы в жизни «розовые единороги» и об этом, как мастеру, вам нужно помнить) Об этом не принято говорить, но все мастера, часто проводящие мастер-классы, знают, что, зачастую, в группе может оказаться довольно сложный человек, к которому также нужно будет найти свой подход.



      К примеру, есть мастерицы, которые идя к вам на мастер-класс, не ставят перед собой целью чему-то у вас научиться. Как же так? - удивитесь, наверное, вы?) А так, бывает, скажу, и такое... Такие люди, как правило, сами имеют приличный опыт в скрапбукинге у себя за спиной, и приходят на мастер-класс с одной лишь единственной целью – сравнить то, как и что делаете вы с тем, как делают это они, и заодно показать всем вам, что они тоже всё сами умеют.

      Весь парадокс заключается в том, что если вы показываете какой-то приём или свою личную технику, то такие люди, продолжая по-прежнему делать всё по-своему, в конечном итоге получают результат даже хуже, чем те, кто пришёл новичком и просто выполнял все ваши советы. Как понимаете, это может сильно накалить обстановку, что приведёт к неудовлетворённости своим результатом и, в общем итоге – всем вашим МК.



      Либо есть просто личности, у которых если что-то не получается, либо получается, но медленнее и не с первого раза, чем у других, они тут же начинают нервничать, проявлять недовольство и нагнетать атмосферу своими высказываниями. Либо с точностью да наоборот – человек, у которого с первого раза что-то не вышло, запросто скажет, что он ни на что не способен и у него всё равно ничего больше не выйдет, опустит руки и абсолютно расстроится.

       И в том и в другом случае вы как мастер, обязаны знать и уметь находить свой подход в точности к каждому! И от того, насколько вы владеете ситуацией и можете мягко и аккуратно направить человека в нужное русло, придать сил и уверенности, успокоить, приободрить, дать совет или исправить, не задев его чувства и удержав на высоком уровне самооценку – от этого во многом и будет зависеть то, каким будет результат у этого человека на вашем МК и с каким настроением с него уйдут как другие люди, так и вы сам. Так что, как вы уже сами, наверное, поняли, мастер = учитель + психолог ко всему прочему :)


      Конечно, в абсолютном большинстве случаев, на мастер-класс приходят глубоко творческие и заинтересованные в результате люди, настроенные на позитив и вдохновлённые вашими работами или предвкушением результата, но то, что вы можете столкнуться с достаточно холодным приёмом и даже не уважением  - такое тоже бывает, хоть это и редкость, и об этом вам стоит помнить.

          К примеру, некоторые мастерицы мне рассказывали даже такие случаи, когда к ним на мастер-класс приходили девочки, заявляя открытым текстом, что пришли специально для того, чтоб научиться делать в точности, как и мастер, и в будущем продавать свои работы от имени тех мастериц. Мне такой наглости, слава богу, не попадалось, но то, что в нашей жизни бывает вот всякое – это, конечно же, факт =)

          Что ж, вернёмся к порядку проведения мастер-класса)

  •      Итак, он закончился) Обязательно посмотрите все результаты, похвалите всех девочек и не забудьте на память сделать общую фотосессию =) Поблагодарите всех за то, что нашли время прийти на ваш мастер-класс и пожелайте всем отличного вечера)
  •    Если есть силы и время – можете немого задержаться, чтобы поболтать с вашими ученицами, ответить на интересующие их вопросы, к примеру, пока вы убираете и моете все принадлежности и приводите рабоче место студии в порядок после небольшого «погрома». Личные отношения на МК - это очень важно! Так, вы можете собрать свою личную аудиторию, т.е. тех людей, которые не будут пропускать ни одного вашего мастер-класса и ходить на них просто потому, что им не только нравится то, что вы делаете, но и то, как вы учите, а также какой вы сам по себе человек!)

Про деньги

         Ещё хотела вкратце с вами затронуть немного щекотливую тему «про деньги», т.к. я столкнулась с некоторыми неприятными вот лично для меня моментами во время проведения мастер-классов, о которых хотела бы вам рассказать.

         Во-первых, всегда заранее обсудите с хозяйкой/хозяином студии не только процент за проведение мастер-класса или аренду студии, но и то, когда именно вы будете осуществлять все денежные манипуляции. К примеру, мне было мягко сказать не приятно, когда все девочки собрались, удобно устроились, настроились на мастер-класс, а тут приходит хозяйка студии и говорит – а ну-ка, давайте-ка лезьте все в свои кошельки и заплатите мне заранее перед МК...


         Конечно, сказано это было не так, как я вам специально в саркостической форме представила, но смысл был именно тот. И это такая неловкая ситуация, когда все уже думают о чём-то волшебном и творческом, а тут весь твой настрой разом рушится и все лезут копаться у себя в кошельках, считать сдачу и проводить все денежные манипуляции. Мне было не слишком приятно и немного даже обидно за потерянный настрой и с такой любовью созданную атмосферу перед МК.

         А потому, оплату нужно проводить желательно перед началом МК, до момента, не дожидаясь, когда все рассядутся, познакомятся, войдут в курс дела и приготовятся уже к работе, либо после (что менее предпочтительно, т.к. кто-то может убежать раньше, или попросту на радостях всё забыть и уйти).


            Ещё одна ситуация, которая мне не понравилась ещё даже больше – это момент оплаты работы на мастер-классе хозяйкой студии мне. Ну вот простите, но когда идёт мастер-класс, а вы ко мне подходите с суммой денег и просите на глазах у девочек всё это пересчитать и проверить, мне кажется, что это просто кощунство! Ну согласитесь, во-первых это не этично по отношению ни к мастеру, ни к группе учеников, а во-вторых это опять же сбивает всю творческую атмосферу, которая всегда лежит в основе угла мастер-классов (на самом деле люди ходят не сколько научиться чему-то новому, сколько окунуться в ощущение красочной магии и бумажного волшебства, пообщаться с другими единомышленниками, разделяющими их любовь и понимающими их пристрастия!) А тут это всё рушится просто за раз! Это не дело… Так что учитесь на моём горьком опыте и обсуждайте подобные вопросы заранее перед МК.

         Что ж, пожалуй, вот это всё, что я могла бы рассказать вам на эту тему. Надеюсь, мне удалось взять и разложить всё по полочкам, ну или хотя бы добавить недостающие кирпичики в ваше представление о проведении живого МК!)

            Если у вас остались ко мне вопросы – обязательно задавайте мне их в комментариях – я с удовольствием отвечу на каждый)

Всем отличного настроения и идеальных живых мастер-классов!



42 комментария:

  1. Марина, спасибо за статью!! Очень интересно и познавательно.. собственно прочитав я лишний раз убедила себя что для живых МК я явно не готова)))

    ОтветитьУдалить
  2. Марин, какая ты молодец, всегда интепесно читать твои статьи, все понятно, все по полочкам ращлодено! Спасибо, что находишь время поделиться своим опытом!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Марина! Очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо за такую развернутую статью по теме! очень интересно и полезно, о многих моментах можно и не вспомнить при подготовке, особенно в первые разы, МК, может, от этого и не пострадает, но будет намного полезнее и приятнее участникам, если мастер учтет все эти тонкие мелочи и приятные бонусы. Спасибо за такую отличную шпаргалку!

    ОтветитьУдалить
  5. Я лично не хожу на МК. Я люблю сама додуматься, как сделать так же как у кого-то. И, конечно, я сама не собираюсь проводить никакие МК :) Но статья действиьельно интересная и интересно написана. Дочитала до конца )) Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, а я не хожу, потому что, чтобы сходить сначала нужно куда-то выехать)) Я наоборот очень люблю учиться у других мастеров - у каждого можно почерпнуть что-то такое, др чего ты сам и не додумался бы... :)

      Удалить
  6. Марина, невероятно информативная и ооочень полезная статья!!! Спасибо огромное за Ваш труд по сбору, обобщению и доведению до своих читателей такой нужной, а иногда и довольно щекотливой, информации. С удовольствием читала и перечитывала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью поддерживаю отзыв! И еще хочу добавить: судя по тому, что и как Марина пишет в своем блоге,она не только ответственный мастер, но и очень тактичный человек.

      Удалить
    2. Ой, Спасибо, девочки! К сожалению, в жизни тактичность - не всегда мое второе "я" 0:)))

      Удалить
  7. Мариночка, отличная статья!!! Ты так здорово объяснила по пунктам и осветила все нюансы проведения мастер-классов! Спасибо тебе за твои чудесные статьи! Почерпнула много полезного и интересного!
    К слову, я училась проводить МК на своих ошибках, правда некоторый педагогический опыт у меня был, благодаря соответствующему художественно-пелагогическому образованию. Когда я начинала проводить свои первые МК по скрапбукингу в нашем городе, и особенно по альбомам, никто особо не проводил, поэтому в этом плане мне просто повезло тогда.
    Сейчас работаю на тем, чтобы сделать свои МК лучше и полезнее и чтобы люди шли уже именно ко мне))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда нет конкуренции - это отлично ;)) Спасибо, Оль!

      Удалить
  8. Марина, спасибо за статью! Сама провела уже очень много живых МК и во многом с тобой согласна!
    Знаешь, повеселило: "Знаете распространённые ошибки и какие проблемы могут возникнуть в процессе" - ну как они умудряются накосячить каждый раз по разному!!! Уже по сто раз скажешь: без команды не резать и не клеить, так нет и отрежут лишнее и приклеют не туда :))) Но как ты правильно написала дальше, я всегда знаю как это можно исправить :)))

    "К примеру, на альбомы и блокноты, т.е. достаточно сложные и опять же, востребованные у заказчиков формы, вы соберёте гораздо больше участников, чем на странички или холсты." - вот тут ты не угадала :))) Блокноты у нас в городе вообще не идут, а на альбом надо ставить высокую цену и тоже не много желающих. Выхожу из положения, проводя МК по миникам, но гордо именую их альбомами :))) Проводила МК по страничке, думала будет 1-2 человека, а был аншлаг - полная группа! Сама в шоке :)))

    "а кто-то и вовсе специально ходит по разным МК с целью наживы халявными материалами (как ни печально, бывает и так) 🙈" - столкнулась с такой ситуацией, было ОЧЕНЬ неприятно и обидно! Причем часть материалов таинственным образом пропала в самом начале МК!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой Лена, повеселила ты меня про "накосячить каждый раз по-разному" :)
      Я провела уже больше 150 живых МК, и каждый раз убеждаюсь, что даже учтя все возможные и невозможные косяки, всегда найдется кто-то особо креативный, кто придумает новый :). А так хоть и страны совсем разные, и менталитет израильский сильно отличается от русского, но вот проблемы вижу, что те же :)

      Удалить
    2. Ух. вот это послужной список!!! Я штук 50 точно провела. Особенно трудно за всеми уследить, когда большая группа.

      Удалить
    3. Вот в плане магического исчезновения материалов у меня был только один случай, но такой..:( МК был не мой - к нам приезжал мастер, и волшебным образом исчез целый примовский кит-набор. Это была, конечно, загадка и шок.

      Удалить
    4. Мда, исчезновения - тема, конечно, для меня удивительная!)) Не передать слов как я была удивлена, когда впервые узнала, что такое бывает! Думала, уж среди скраперов то такое не встретишь...

      А по поводу популярности альбомов и блокнотов - это даже не моё мнение - это мнение большого числа мастериц, которые мне об этом писали) Я даже когда в одной известной студии договаривалась о проведении мастер-класса, мне отказали в проведении МК по страничкам, объяснив это тем, что этот МК не популярен, и попросили заменить как раз на альбом или блокнот =)

      Удалить
  9. Марина, спасибо за статью!
    Хотела бы очень побывать на живом МК, но я живу в маленьком городе... Так что пока доступно только онлайн-обучение.
    Зато если вдруг когда-то решусь вести МК, то точно буду знать, какие вопросы нужно решить, о каких сложностях позаботиться заранее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иногда я нахожу время и возможность и срываюсь на чей-нибудь мастер-класс в другой город. Жаль, что это случается редко(

      Удалить
  10. Мариночка, очень хорошая статья! Все очень верно подмечено. Я провела у себя в Израиле уже больше 150 живых МК, и с твоего позволения добавлю немного из своего опыта :). На альбомные МК я всегда собираю наборы, но так чтобы немного отличались, чтобы у всех вышли разные альбомы. На миксмедийные МК очень сложно собрать набор заранее, так как все девочки делают разные работы, хоть и в одно технике. Поэтому я просто делю все материалы по тарелочкам по темам, и выкладываю в таком колличестве, что даже если попадется кто-то особо жадный, то остальным все равно будет достаточно. Ну еще и даю рекомендацию чего и в каком колличестве лучше взять. На пример: 2 - 3 железки, 2- 3 чипборда, 5 -7 цветов :). Обычно помогает. На любой МК всегда делаю несколько примеров, это очень помогает девочкам в процессе понять все возможные варианты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с микс-медией точно сложно заранее что-либо подобрать! Главное, чтобы красочки на всех хватило))

      Удалить
  11. Марина, спасибо за статью! Я только начинаю проводить МК, но , видимо интуитивно, делала всё именно так, как ты писала. И уже, увы, успела столкнуться с клиентом-знатоком, который весь МК говорил, "а вот я..." и делала миник, хотя тема была про большие, объемные работы. Я очень расстроилась тогда, мк прошел смазано и занял больше времени, чем планировалось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, таких сразу надо на место ставить. Говорить: Вы ко мне пришли учиться, вот и делайте как я говорю! Особенно если знаток делает свои заявления безапелляционно! Если же человек просто рассказывает как он обычно делает, то можно тактично указать на его неправоту :))) А вообще все всегда лучше переводить в шутку :)))

      Удалить
    2. Лена, я в таких случаях предлагаю человеку 2 варианта развития событий: 1. Делать по моим объяснениям и возможно научиться чему-то новому. 2. делать так как сам умеет/привык в свое удовольствие и за свои деньги :), но тогда я не несу никакой ответственности за результат и никакого личного внимания больше уделять не буду. Работает безотказно :)

      Удалить
    3. Оля,молодец - отличное решение! У меня один раз такой же случай был, но девушка осознала свою неправоту(там композиционный вопрос был) и даже пришла на последующие мк, более того, даже извинилась.

      Удалить
    4. Да, совет у Оли отличный! А так, конечно, настроение и впечатление от МК во многом зависят от той атмосферы, которую создаёт сам мастер и тех, кто на этот МК пришёл. Бывает всякое =)

      Удалить
    5. Ой да, бывает как придет какая-нибудь смурная депрессионная девушка, и прям никак ее не удается настроить на нужный лад. да к тому же она еще и всю группу начинает грузить. В общем к концу МК всем повеситься хочется, даже мне :) Но такое бывает слава Богу редко. А еще был у меня случай, что я прям в самом начале МК такую особу отправила домой. Оа вот прям с порога стала вести себя не корректно, но я ее и избавила от страданий, а заодно и всю группу. Девочки сразу выдохнули с облегчением.

      Удалить
  12. Мариша, обожаю твои статьи! Почерпнула для себя несколько моментов, записала, задумалась. ) Спасибо огромное! Ты меня вдохновила. После появления малыша начала наконец задумываться о возвращении в эту сферу. Исходя из твоих слов, мне стоит это рассмотреть всерьез! )))

    ОтветитьУдалить
  13. Статья отличная,Марина! Я мк веду с 2010 года. И сейчас у меня перерыв уже больше года именно по причине другой публики. Знаешь, раньше, когда скрап только входил в Россию, было все по другому: на мк приходили именно творчески заинтересованные люди, которым было важно освоить технику, постичь стиль. Они вдохновляли и мастера на развитие - я училась и развивалась вместе со своими девочками. Именно в это время у нас в городе появились достаточно хорошие мастера со своим вкусом и стилем, которых можно узнать по почерку. Буквально года два, как все в корне изменилось. Сейчас у нас в городе никакого "волшебства": практически всем надо как технично и быстро сделать самую продаваемую работу, как ее продать, как найти клиента. И как раз в последний сезон моих мк(2015) была одна из учениц, которая пришла и сказала, что будет просто штамповать подобные альбомы и продавать. На мой вопрос а зачем, у тебя же есть свой потенциал, ответ последовал - а зачем?:)) То есть у людей исчезло желание делать что-то уникальное, как-то развиваться, искать свой стиль. Или это связано с кризисом, или же с широким распространением скрапа, но сейчас у нас в Уфе все обстоит именно так. И для меня лично раньше мк были огромным зарядом и вдохновением, а сейчас желание их вести пропало. Тем более что вокруг в каждой студии ведут мк, уровень которых опущен до уровня чуть ли не аппликации. Вообщем, у меня тайм-маут по причине вот такой вот смены приоритетов у людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас еще круче :) Многие девочки приходят на 1 МК, кое-как делают работу, но зато на следующий день побликуют свой собственный МК, в точности скопированный с моего. Даже новый образец не утруждаются сделать, а используют тот, который сделали у меня :). И как с этим бороться?

      Удалить
    2. Никак,Оль. Это просто вопрос совести. В сети масса однотипных мк - писанных-переписанных, и вопрос новизны, идеи, задумки - все на совести "автора".

      Удалить
    3. Мда. Сейчас все стремятся заработать на всём и не важно - хорошо ты это делаешь или нет, сам ты до этого додумался или спер у кого :( Но иногда я поражаюсь, как у людей хватает совести (или я не знаю чего), чтобы за достаточно высокую цену продавать "три бумажки". Стоит только на ярмарку мастеров заглянуть!)))

      Удалить
    4. Мне вообще кажется, что такое понятие, как совесть, умерло давно. Мне муж все время гоаорит, что я, как Дон Кихот, пытаюсь воевать с ветряными мельницами, а толку все равно никакого. Основная масса народа вообше не понимает, что такое хорошо, а что нет. по крайней мере у нас в Израиле.

      Удалить
  14. Спасибо за такую развернутую статью по теме! очень интересно и полезно.

    ОтветитьУдалить
  15. очень крутая и полезная статья, спасибо! Я живые мк не веду, но в будущем очень хочется))) У меня с живыми мк постоянно какая-то лажа была и не приятные воспоминания....
    когда пошла на первый живой мк (странички делали), нас в студии было 6 девочек и чтоб вы понимали наш учитель принесла ровно 6 бумажек 30*30 см))) В начале мк бросила их на стол и тут же все к ним с голодными глазами кинулись. Я в легком шоке подождала пока все расхватают бумагу и забрала листок,что остался (гавняшечку чтоб все понимали, скоторой я вообще не знала что делать и как на нее липить что то ведь она мне ужасно не нравилась). Блин, ну неужели так трудно и дорого купить еще пару листов, чтобы был выбор. Я этого никогда не пойму наверное.
    А второй раз пошла на мк, на который просто ужас как хотела попасть. Для информации, я была беременная)) Было заявлено, что мест всего 12 и время часа 4-5 (точно уже не помню). Ну я пришла, смотрю,а девочек прибывает все и прибывает и нас явно больше 12))) в итоге собралось нас человек около 18. Начинаем класть коврики на стол и садиться, а мы не влезаем. Реально стол не больше чем на 12 человек рассчитан. И тут начинается мясо)))) все пихаются, пытаются себе местечко поудобней занять... это был кошмар!! Не знаю как,. но почти!все влезли. Во время мк, я сидела зажатая с двух сторон девочками со сложенными на коленях руками)))) мы по очереди резали бумагу на коврике и делали все остальное, так как просто не могли делать это одновременно,все время друг друга локтями пихали. Было бы у меня тогда мозгов побольше, ушла бы не раздумывая, а то сижу новенькая и мучаюсь с животом)))Все гордо терпела и тихонько делала. В итоге мк у нас затянулся до глубокой ночи, он был часов 9-10 (вместо заявленных 4-5). Мастер наша в конце подытожила,что да,что то она нас слишком много взяла и следующий раз нужно меньше людей брать. Простите, а где были твои мозги раньше, так людей мучить? Стол же реально не большой! Благо покормили))) В общем я уставшая как собака на такси умчалась домой, зарекаясь больше не посещать живые мк!))
    Вот так убивается желание ходить на живые мк)))
    Теперь только онлайн (за исключением 1-2 учителей, к которым хочу на живые мк попасть), никакого хардкора)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ужас какой! И вот самое обидное, что такие горе-преподаватели не только себе портят возможность работать, но и другим, хорошим. Ведь человек попав на такой МК несколько раз, больше вообще ни к кому не пойдет.

      Удалить
    2. желание отбивает 100%! Я с тех пор ни на один живой мк не сходила. Я и скрапом то после тех 10 часов не могла еще месяц заниматься))) меня прям воротило от него, аж муж переживать начал))))

      Удалить
  16. Марина, отличная статья. Провожу мк довольно давно, но у меня в основном аудитория- дети. Суть, правда, от этого не меняется, также для них составляю наборы. Только вот детей немного сложнее заинтересовать и заставить делать своими руками, если у них вся жизнь в телефоне или планшете. Они быстро устают от объяснений, и чтоб не превращать урок творчества в урок труда, я их как бы отправляю в свободное плавание. Даю свободу действий. Ну например, лицевую сторону открытки они делают под моим руководством и из материалов набора, а внутреннюю- на свое усмотрение. Дети всегда такие довольные, когда их хвалишь или говоришь:"Делай как считаешь нужным, это же твое творчество, ты ведь не на уроке труда, не нужно за мной повторять в точь в точь". Они становятся более увереннее в своих силах

    ОтветитьУдалить
  17. Марина, спасибо огромное за статью! Прочитала все от начала до конца и комментарии девочек все прочитала, много полезного почерпнула, о многом узнала, спасибо за такой живой обмен опытом. Для начинающих очень важно знать разные стороны процесса мастер-классов.

    ОтветитьУдалить

Thank you for your comments!))
Я так рада вашим комментариям!)))

Дизайн блога Marina Syskova